VVCD - 00099

ADD 59.53

Георг Фридрих Гендель
Кончерто гроссо, ор.6
Том 1

Лев Маркиз
Ансамбль солистов Госоркестра СССР

Запись 1968 г.
Реставрация: Виста Вера, 2006 г.

Серия из 3-х дисков, на которых представлены 12 кончерто гроссо
Генделя, имеет для меня двоякое значение: эти записи начала семидесятых годов, во-первых, отражают тогдашние, в частности, мои представления об исполнении музыки эпохи Барокко, это частичка истории музыкального исполнительства, а во-вторых, связаны с историей в другом смысле этого слова - интересной историей в моей жизни.
Ансамбль солистов, который вы услышите на этих дисках, записавший огромное количество различной музыки на Всесоюзном радио и на фирме "Мелодия", был очень необычным и странным явлением в советской музыкальной действительности. Он не существовал официально. Любой исполнитель - оркестр, квартет, трио, солист, да кто угодно! - в те времена должен был принадлежать к какой-либо официальной советской организации - филармонии, радио, Москонцерту, Росконцерту, Гастрольбюро и т.п. "Ансамбль солистов" не был приписан ни к кому; по сути дела, он был чистой воды свободным предпринимательством, явлением, в те годы незаконным и внушавшим подозрение. Более того, у него не было ни постоянного состава, ни своей администрации.
Всё началось в конце шестидесятых, когда я покинул камерный оркестр Росконцерта, поняв полную бесперспективность сделать его "выездным", т.е. получить у властей разрешение на зарубежные гастроли, несмотря на постоянные приглашения западных антрепренёров. Для высших советских инстанций моя персона была крайне нежелательна!
Итак, формально я оказался без работы, и когда директор Московской филармонии Митрофан Кузьмич Белоцерковский предложил мне "крышу над головой" в виде странной для меня должности солиста ансамбля "Мадригал", я с благодарностью принял это предложение. В своём новом амплуа я оказался совершенно свободен для любых своих "дирижерских предприятий". И тут у меня возникла идея продолжить записи, которые я начал делать со своим оркестром на Радио в шестидесятые годы. Нам тогда очень помогала замечательная женщина, бывшая главным музыкальным редактором иностранного вещания на Радио, Екатерина Алексеевна Андреева, человек в высшей степени интеллигентный и музыкант широкого кругозора с безупречным вкусом. Она осуществила многочисленные записи современной музыки, бывшей под полуофициальным запретом, который удавалось преодолеть под тем предлогом, что они формально предназначались для зарубежной аудитории.
Андреева предложила мне закончить программу заказанных для моего прежнего оркестра записей, собрав специально для этой цели хороших музыкантов. Я последовал её совету, и это стало началом замечательного оркестра под нейтральным названием "Ансамбль солистов", с которым в последующие 10-12 лет я сделал сотни(!) фондовых записей на Радио и на фирме "Мелодия". Не преувеличу, если скажу, что в состав оркестра (он колебался количественно в зависимости от партитуры и достигал иногда пятидесяти пяти человек) вошла абсолютная элита тогдашней московской музыкальной панорамы. Работа наша проходила так: я получал заказ на запись (от Е.А.Андреевой, К.К.Кириленко), бронировал студию на улице Качалова и ...садился к телефону. В моём списке было примерно 140 музыкантов всех оркестровых специальностей - солисты, ансамблисты, цвет лучших столичных оркестров. Достаточно было сделать звонок и сказать: "22-го, 1 студия, начало репетиции в 17.30. Ты свободен (свободна)?" До сих пор удивляюсь, но никто ни разу меня не подвёл, а если и случалось нечто непредвиденное, то сами музыканты вовремя заботились о полноценной замене. Приходили в студию, как правило, не зная, что предстоит записывать!! Естественно, такое было возможно лишь благодаря высочайшему профессиональному уровню всех моих коллег.
Я приходил в студию с тщательно отредактированной оркестровкой, и мы, не теряя ни минуты, репетировали час-полтора. Затем начиналась запись. Трудно поверить, но, за редким исключением, мы заканчивали работу в тот же вечер, ибо откладывать запись было крайне нежелательно.
Работал я всегда с постоянными партнёрами-звукорежиссёрами: на Радио -Ритой Кожуховой, Эриком Пазухиным, Аликом Юнком, на "Мелодии" - Игорем Вепринцевым и Еленой Бунеевой. О них обо всех можно написать поэму, все они - история звукозаписи тех времён, и благодарность моя этим уникальным людям не имеет границ.
Остаётся сказать несколько слов о моих друзьях -ансамблистах. Я не имею возможности перечислить здесь всех, но некоторые имена должен назвать: флейтист Валентин Зверев, кларнетисты Владимир Соколов и Лев Михайлов, фаготист Валерий Попов, валторнист Александр Кузнецов, литаврист Валентин Снегирёв, скрипачи Андрей Абраменков и Борис Куньев, виолончелисты Юлий Туровский и Михаил Мильман, контрабасист Рифат Комачков... Все они (простите меня те, кого не назвал по имени!) сделали возможным то, что этот уникальный ансамбль-невидимка стал ярким явлением в музыкальной жизни страны и оставил богатейшее наследие в фонотеках.
После моей эмиграции в 1981-м году на все записи был наложен запрет и они подлежали уничтожению, но нашлись безымянные герои, сохранившие их, и в новую эпоху в России начали появляться их переиздания. Как оказалось, записи тоже "не горят!"
Мне хотелось бы посвятить эти диски тем из моих друзей из "Ансамбля солистов", которых, к сожалению, уже нет в живых.

Лев Маркиз

 



 

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"