VVCD - 00096

ADD 54.16
Наследие Марии Гринберг
Том 1

Людвиг ван Бетховен
Соната № 8 c-moll, op. 13, "Патетическая"
1 Grave. Allegro di molto e con brio 8.24
2 Andante cantabile 4.48
3 Rondo. Allegro 4.05
Соната № 14 cis-moll, op.27, N 2 "Quasi una fantasia" "Лунная"
4 Adagio sostenuto 5.48
5 Allegretto 2.08
6 Presto agitato 7.40
Соната № 23 f-moll, op.57, "Аппасионата"
7 Allegro assai 9.50
8 Andante con moto 6.18
9 Allegro ma non troppo 5.04

Время звучания: 54.16

Запись:1951 (1-3); 1959 (4-6); 1960 (7-9)
Звукорежиссёры: Кокжаян (1-3); Б.Смирнов (4-6); Гроссман-Семёнов (7-9)
Звукоинженер: Т.Бадеян. Реставрация: Виста Вера, 2006
Редактор: М.Сегельман

Марина Цветаева назвала одну из своих книг "Мой Пушкин". Для меня лично в жизни была - "Моя Мария Гринберг", на мой взгляд, величайший из пианистов ХХ века. Ни у кого я не слышал лучшего, чем у неё, исполнения Прелюдий и фуг, Первого концерта Шостаковича, Симфонических этюдов, "Детских сцен" и фортепианного концерта Шумана, экспромтов Шуберта обоих опусов (разве что у Юдиной!), Первого концерта Брамса, "На вольном воздухе" Бартока, многих бетховенских сонат (для меня их медленные части у Марии Гринберг - это "рентген души") … Но суровая ухмылка судьбы всю жизнь преследовала эту маленькую хрупкую женщину - не борца, не воина, не устроителя своей артистической карьеры.
Родилась Мария Израильевна (для близких - Муся) в 1908 г. в Одессе. Отец преподавал древнееврейский язык, надобность в котором с установлением Советской власти отпала. Мать имела несколько частных уроков с начинающими пианистами. Семья жила в страшной бедности. До 18 лет Муся обучается (бесплатно!) игре на рояле, купленном для неё в складчину одесскими меценатами, разглядевшими в девочке огромный талант, у лучшего педагога Одессы Д.Айзберга. Затем становится ученицей Ф.Блуменфельда и позже - К. Игумнова в Московской консерватории и аспирантуре. Становится лауреатом Второй премии Второго Всесоюзного конкурса пианистов.
Казалось бы, открыта широкая дорога для концертной деятельности. Но в 1937 г. расстреливают мужа, а затем отца Марии Гринберг как "врагов народа". Пианистку выгоняют из филармонии. Она становится концертмейстером класса хореографии Дома культуры завода "Каучук". Позже её восстанавливают в должности солистки филармонии. Она играет в переполненных залах Москвы, Ленинграда, Риги, Таллина, Воронежа, Тбилиси, Баку и других городов Советского Союза.
За границу её впервые выпустили в 50 лет - только после смерти Сталина. За рубежом она была 14 раз: 12 раз в соцстранах и лишь дважды в Голландии, где сразу стала чуть ли не национальным героем. Её игру рецензенты сравнивали с игрой Горовица, Рубинштейна, Хаскил. НИ ОДНО советское издательство не перепечатало этих отзывов.
Лишь в 55 лет она получает первое - и последнее! - звание Заслуженной артистки РСФСР. Только в 61 год ей присвоили звание профессора Гнесинского института. Ни в консерватории, ни в жюри конкурса им. Чайковского места для неё не нашлось.
В 1970 году выходит комплект из 13 грампластинок с записью всех 32 сонат Бетховена. В прессе об этом событии НИ СЛОВА. И лишь за три месяца до её смерти, в 1978 г. музыковед Юденич в журнале "Советская музыка" назовёт эту запись подвигом в искусстве.
Не было сделано НИ ОДНОЙ записи Гринберг на телевидении или в кинохронике.
Умерла Мария Израильевна 14 июля 1978 г. в больнице Таллина, не дожив двух с половиной месяцев до своего семидесятилетия. Когда её дочь Ника (ученица Гольденвейзера) пришла в таллинский магазин ритуальных услуг, с неё не взяли денег, сказав, что знают, КОМУ они оказывают последнюю услугу. Зато ректор Гнесинки отказался предоставить зал для прощания с Марией Израильевной, и понадобилось решительное вмешательство заместителя Министра культуры СССР Кухарского.
Но не будем о грустном. Его было много в жизни пианистки. Искренне радуюсь выходу этих дисков, которые принесут и вам радость. Мария Израильевна как-то сказала мне с горечью: "Ко мне всё придёт после смерти".

Олег Черников, друг М. И.Гринберг, давший её имя своей дочери

 


 

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"