VVCD - 00093

ADD 67.17
Владимир Софроницкий
исполняет произведения Скрябина

 

Экспромт в форме мазурки C-Dur, op. 2 No 3
Мазурка cis-moll, op.3 No 6
Мазурка gis-moll, op.3 No 9
Мазурка e-moll, op.25 No 3
Мазурка fis-moll, op.25 No 7
Мазурка H-Dur, op.25 No 8
Мазурка Fis-Dur, op.40 No2
Экспромт fis-moll, op.14 No 2
Полонез b-moll, op.21
Поэма C-Dur, op.44 No1
Поэма C-Dur, op.44 No2
"Загадка", Des-Dur, op.52 No2
"Иронии", C-Dur, op.56 No2
"Желание", C-Dur, op.57 No1

Соната № 3 fis-moll, op.23.

19 Фантазия h-moll, ор. 28

20 Соната № 9, ор.68

21 "К пламени", op.72

Время звучания 67.17

Запись:1946 (10, 12-14,21); 1948 (4,7,8); 1950 (9); 1952 (2,3,6); 1953 (1,5,11); 1959 (19,20); 1961 (15-18).
Редактор: М.Сегельман

"Когда знакомишься с биографией Софроницкого, невольно удивляешься необычности ее в сравнении с биографиями большинства концертирующих артистов. Лишь однажды он гастролировал за пределами Родины, почти всю жизнь прожил в своем родном Ленинграде, в послевоенные годы - в Москве. Жизненный путь пианиста был прежде всего "биографией" его искусства: непрерывным, все более глубоким проникновением в смысл и красоту музыкальных сочинений, ставших неразлучными спутниками его жизни, достижением все более совершенного их воплощения",- писал пианист и историк фортепианного искусства Дмитрий Благой. Действительно, титулы Софроницкого скромны: заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии 1943 года. Его "гастрольный лист" исчерпывается двумя странами и одной датой (Польша, Франция, 1928)… Однако влияние его личности, духа при жизни артиста и после его смерти уносится за далекий, невидимый и, надеемся, бесконечный горизонт.
Фундамент искусства Софроницкого был заложен в классе легендарного ленинградского профессора Леонида Николаева. Несмотря на сложные отношения и противоречивые высказывания ученика об учителе, в этом сегодня нет сомнений. Николаев развивал природные способности и склонности учеников, "вкладывая им в руки" разнообразный репертуар. Характерно, что в одном и том же 1921 году из его класса, наряду с Софроницким, вышла и Мария Юдина.
Каждый концерт, каждое выступление было для Софроницкого единственным в своем роде актом творения музыки и - сотворчества композитору. Далеко не все эти творения были одинаково совершенны по внешней форме. В последние годы, когда пианист часто болел, он неоднократно прерывал концерты, так по-настоящему и не начав играть. Однако его выступлений ждали: неудачи гения были неизмеримо выше удач "середнячков".
Большинство сохранившихся записей артиста - живые выступления в филармонических залах, а также в музее-квартире Скрябина в Москве. Отношение музыканта к звукозаписи характеризует его изменчивую, вечно ищущую натуру: "Необычайно полезно самого себя слушать в граммофоне, это очень много дает исполнителю". Вот почему многие записи, сделанные в обстановке естественного музицирования, технически несовершенны.
Арбатский особняк был настоящим домом маэстро: здесь собиралась его публика, здесь жил и умер (в 1915 году) его кумир, с которым он был связан духовно и семейно (женой музыканта была одна из дочерей). Скрябин в исполнении Софроницкого - главное послание пианиста музыкальному человечеству: его интерпретации сонат (особенно поздних), поэм и пьес едва ли не более аутентичны, чем авторские. Однако дух Скрябина передан на основе соблюдения его буквы, поразительно тонкого и подробного слышания музыкальной ткани.
Кроме Скрябина, репертуар Софроницкого включал в себя музыку разных эпох; однако в его наследии ощущается "романтическая доминанта": исполнение музыки Бетховена, Шуберта (особенно песни в фортепианной обработке Листа), Шумана, Шопена, Листа, Рахманинова - среди выдающихся художественных достижений музыканта.
"Его игра вызывала какое-то особое, обостренное чувство красоты, сравнимое с красотой и запахом первых весенних цветов, которые трогают не только сами по себе, но и как ожившее воспоминание о заново, всегда в первый раз пережитом и испытанном" (Генрих Нейгауз).

Олег Черников

 


 

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"