VVCD - 00089

ADD 75.39

Александр Бахчиев
Фортепиано



С.Рахманинов (1873-1943)
Вариации на тему Шопена c-moll, соч. 22 26.57
Н.Метнер (1880-1951)
Три сказки, соч. 9
№1, f-moll 4.02
№ 2, C-Dur 2.30
№ 3, G-Dur 01.51
Четыре лирических фрагмента, соч. 23
№1, c-moll 3.08
№ 2, a-moll 2.58
№ 3, f-moll 01.51
№ 4, c-moll 02.06

"Русский хоровод" для двух фортепиано E-Dur, соч. 58, № 1 6.58
"Странствующий рыцарь" для двух фортепиано c-moll, соч. 58, № 2 12.42
А.Лядов (1855-1914). Вальс E-Dur, соч. 57, № 2 01.051
А.Аренский (1861-1906).
Прелюдия a-moll, соч. 63, № 1 01.40
"Лесной ручей" G-Dur, соч. 36, № 15 04.11
В.Ребиков (1866-1920). Вальс из оперы "Ёлка" 02.48

Время звучания 75.39

Расцвет русской фортепианной музыки, начавшийся на рубеже XIX - XX веков, связан с творчеством музыкантов разных поколений - Аренского, Ляпунова, Танеева, Глазунова, Лядова, Станчинского, Прокофьева и других, но в первую очередь, с блестящей триадой композиторов-пианистов, выпускников Московской консерватории - Рахманинова, Скрябина и Метнера.
Фортепианное творчество в России начала ХХ века поражает интенсивностью. О его многообразии, об особенностях русского пианизма дают представление сочинения Рахманинова, Метнера, Лядова, Аренского и Ребикова, записанные на этом диске.
Вариации на тему до минор Ф. Шопена ор. 22 c-moll были написаны Рахманиновым в 1903 году. В их основе - знаменитая Прелюдия № 20 Шопена, выдержанная в характере траурного марша. 22 вариации расположены по принципу контраста - образного, темпового, ладового. Следуя традиции русской музыки заканчивать вариационные циклы торжественными эпическими картинами (вспомним финальную вариацию трио "Памяти великого артиста" Чайковского, финал - полонез из его Третьей оркестровой сюиты, финал фортепианных вариаций, ор. 72 Глазунова), Рахманинов завершает цикл торжественным шествием-полонезом.
Фактуру Вариаций отличает замечательная пластичность, красочность в сочетании с искусной полифонической работой; вся многослойная фортепианная ткань "живет", словно исполнительский ансамбль.
Музыка Метнера представлена на диске сочинениями малых форм (Сказки. Лирические фрагменты) и крупных (двухрояльные произведения написаны в сонатных формах). Созданный Метнером жанр сказок для фортепиано как нельзя лучше воплощает образный мир его музыки - лирически-сдержанной, повествовательной. С оттенком ретроспективности.
"Русская хороводная" и "Странствующий рыцарь", ор. 58, написанные в 1940 году, продолжают традиции сочинений для двух фортепиано Аренского и Рахманинова. "Русская хороводная" посвящена английской пианистке Эдне Айлз - ученице и другу Метнера; в ансамбле с ней выступал автор. "Странствующий рыцарь" (по свидетельству Метнера, рыцарь - не кто иной, как Дон-Кихот) также посвящен исполнителям - известному фортепианному дуэту Витии Вронской и Виктора Бабина. Партии primo и secondo в обоих сочинениях равноправны. Тщательная проработка фактуры, равновесие в использовании приемов гомофонного и полифонического письма, совершенство формы ставят дуэты Метнера в один ряд с лучшими образцами музыки для 2-х фортепиано.
В миниатюрах Аренского рояль звучит легко и элегантно. Поющая мелодия, кружевные орнаменты пассажей - фортепианный стиль Аренского наследует традиции Гуммеля, Фильда, Шопена.
Один из любимых жанров в русской фортепианной миниатюре со времен Глинки - вальс - воплощен в программе в сочинениях Лядова и Ребикова.
Вальс, ор. 57 № 2 - светлый, поэтичный - отличают характерные для композитора изысканность, изящество, ювелирная отделка музыкальной ткани.
Вальс Ребикова из оперы "Ёлка", ор. 21, написанной в 1900 году по сказке Андерсена "Девочка со спичками" и рассказу Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке", - одна из драматических кульминаций оперы: звуки рояля через окно слышит бедная девочка, замерзающая в новогоднюю ночь.
Елена Сорокина

Александр Бахчиев окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу профессора Льва Оборина. Лауреат Международного фестиваля молодёжи в Берлине. Много гастролировал как солист и ансамблист в СССР, странах Западной Европы, США, Канаде, Японии, Израиле. Играл и записывался со многими дирижёрами, включая Карла Элиасберга, Кирилла Кондрашина, Бориса Хайкина, Геннадия Рождественского… Издано более 100 пластинок и компакт-дисков с его записями. Его фонд записей для радио - самый большой в России.
Его репертуар огромен - от музыки барокко до современных сочинений. Ему посвятили свои произведения многие современные композиторы, включая Софию Губайдулину, Ефрема Подгайца, Тимоти Мура (Великобритания), Григория Фрида.
Александр Бахчиев - профессор Московской консерватории, Народный артист РФ.


 

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"