VVCD
- 00087
 |
ADD 65.12
Наследие Марии Юдиной
Том 11
Вольфганг Амадей Моцарт
Рондо a-moll, KV 511. Andante
Концерт для фортепиано с оркестром № 20 d-moll, KV 466
Концерт для фортепиано с оркестром № 23 A-Dur, KV 488
Время звучания: 65.12
Мария Юдина
Большой симфонический
оркестр Государственного Радио
Дирижёры: Сергей Горчаков (2-4); Александр Гаук (5-7)
Запись: 1948 (2-7); 1963 (1)
Реставрация: Виста Вера, 2005. Звукоинженер: Тамара Бадеян (5-7)
На 11 - 13 дисках серии
"Наследие Марии Юдиной" мы находим великолепные интерпретации
Моцарта, Мусоргского, Прокофьева; большая часть записей хорошо известна,
но есть и менее известные или вообще впервые изданные. Временной
диапазон записей - 20 лет, от 1948 до 1969 года; это большой блок
произведений Баха, два концерта и рондо Моцарта, пьесы Прокофьева,
сонаты Метнера, редко исполняемые пьесы
На этом диске представлены юдинские исполнения жемчужин музыки Моцарта
- Рондо ля-минор и концертов ре-минор и ля-мажор - это совершенно
особый мир. Какой интимности и затаённости приглушённых чувств достигает
Юдина в Рондо, какая тончайшая нюансировка и высочайшего вкуса rubato
в произнесении каждой фразы! Какое эстетическое наслаждение слушать
эту высокую, полную грусти поэзию! Невольно вспоминается, как Мария
Вениаминовна в своих концертах читала на бис стихи Гумилёва, Ахматовой,
Пастернака… Концерты Моцарта восхищают юдинской волей, законченностью
интонирования. Рояль чутко отвечает на каждое прикосновение. Это
не тот красивый звук, о котором обычно говорят - "поёт",
нет, у Юдиной рояль говорит, это, скорее, речитатив, декламация,
когда каждая интонация гибка и выразительна. Вслушайтесь в первую
тему концерта ре-минор: с вами говорят, вам разъясняют сказанное
прежде, вас заставляют прислушаться к самому важному (знаменитая
фермата на самой верхней ноте, вызывающая шок у некоторых моцартоведов).
А как с вами разговаривают моцартовские пассажи, фигурации, арпеджио,
украшения! А какой гневный напор темы финала в концерте ре-минор,
поистине юношеский задор финала ля-мажорного концерта, необычайно
стремительного!
Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные
годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически
и, что особенно важно, - без визуального, почти гипнотического восприятия
М.Юдиной за роялем - особенное, ни с чем не сравнимое ощущение!
Виктор Деревянко,
ученик и друг М. Юдиной,
профессор,
директор инструментального департамента
Школы музыки им.Бухмена-Меты при Тель-Авивском университете.
|