VVCD - 00087

ADD 65.12

Наследие Марии Юдиной
Том 11



Вольфганг Амадей Моцарт
Рондо a-moll, KV 511. Andante
Концерт для фортепиано с оркестром № 20 d-moll, KV 466
Концерт для фортепиано с оркестром № 23 A-Dur, KV 488

Время звучания: 65.12

Мария Юдина
Большой симфонический оркестр Государственного Радио
Дирижёры: Сергей Горчаков (2-4); Александр Гаук (5-7)

Запись: 1948 (2-7); 1963 (1)

Реставрация: Виста Вера, 2005. Звукоинженер: Тамара Бадеян (5-7)

 

На 11 - 13 дисках серии "Наследие Марии Юдиной" мы находим великолепные интерпретации Моцарта, Мусоргского, Прокофьева; большая часть записей хорошо известна, но есть и менее известные или вообще впервые изданные. Временной диапазон записей - 20 лет, от 1948 до 1969 года; это большой блок произведений Баха, два концерта и рондо Моцарта, пьесы Прокофьева, сонаты Метнера, редко исполняемые пьесы
На этом диске представлены юдинские исполнения жемчужин музыки Моцарта - Рондо ля-минор и концертов ре-минор и ля-мажор - это совершенно особый мир. Какой интимности и затаённости приглушённых чувств достигает Юдина в Рондо, какая тончайшая нюансировка и высочайшего вкуса rubato в произнесении каждой фразы! Какое эстетическое наслаждение слушать эту высокую, полную грусти поэзию! Невольно вспоминается, как Мария Вениаминовна в своих концертах читала на бис стихи Гумилёва, Ахматовой, Пастернака… Концерты Моцарта восхищают юдинской волей, законченностью интонирования. Рояль чутко отвечает на каждое прикосновение. Это не тот красивый звук, о котором обычно говорят - "поёт", нет, у Юдиной рояль говорит, это, скорее, речитатив, декламация, когда каждая интонация гибка и выразительна. Вслушайтесь в первую тему концерта ре-минор: с вами говорят, вам разъясняют сказанное прежде, вас заставляют прислушаться к самому важному (знаменитая фермата на самой верхней ноте, вызывающая шок у некоторых моцартоведов). А как с вами разговаривают моцартовские пассажи, фигурации, арпеджио, украшения! А какой гневный напор темы финала в концерте ре-минор, поистине юношеский задор финала ля-мажорного концерта, необычайно стремительного!
Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически и, что особенно важно, - без визуального, почти гипнотического восприятия М.Юдиной за роялем - особенное, ни с чем не сравнимое ощущение!

Виктор Деревянко,
ученик и друг М. Юдиной,
профессор,
директор инструментального департамента
Школы музыки им.Бухмена-Меты при Тель-Авивском университете.

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"