VVCD - 00086

DDD 53.51
Рихард Вагнер (1813-1883)
Оркестровые фрагменты из опер

Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ

1 Увертюра к опере "Риенци" 13.12
2 "Полёт валькирий" из оперы "Валькирия" 4.01
3 Вступление и "Смерть Изольды" из оперы "Тристан и Изольда" 16.01
4 "Шелест леса" из оперы "Зигфрид" 9.36
5 Траурный марш из оперы "Гибель богов" 7.33
6 Вступление к 3-му действию оперы "Лоэнгрин" 3.26

Время звучания: 53.51

Обложка: Максим Воробьёв. Дуб, раздробленный молнией, 1842.

Оперный творец, реформатор музыкального театра, Рихард Вагнер не оставил равновеликих шедевров в жанре симфонии, увертюры, или симфонической поэмы: единственное исключение - увертюра к "Фаусту" (1840, 2-я редакция - 1855). Но масштаб оркестровых эпизодов опер, роль оркестра, цементирующего разветвленную лейтмотивную ткань, глубина симфонического обобщения - позволяют говорить о Вагнере как о крупнейшем симфонисте послебетховенского периода. По мнению некоторых критиков и композиторов, именно симфонические эпизоды и представляют главную ценность его опер.
Начатая в Риге и законченная в Париже, ранняя опера "Риенци" (1838-1840) написана по роману Э. Бульвер-Литтона. Сюжет пятиактного сочинения в духе "большой французской оперы" (в духе Гаспаро Спонтини или Джакомо Мейербера) - борьба папского нотариуса, ставшего вождем народа, против римских феодалов. Героическая линия переплетается с любовной: сестра Риенци Ирена и её возлюбленный Адриано принадлежат к враждующим лагерям (частый для подобных сочинений сюжетных ход; хрестоматийный пример - "Гугеноты" Мейербера).
Лейтмотивной системы как таковой в опере нет; впрочем, некоторые мотивы повторяются в важнейших эпизодах сочинения. Увертюра построена на темах, так или иначе связанных с главным героем. За медленным вступлением следует быстрый раздел в сонатной форме. Основные темы воплощают в себе различные образные сферы сочинения. Хоры римлян из финалов первых двух актов оперы (тема главной партии и одна из тем заключительной; другая тема заключительной партии - также из финала второго акта - в опере впервые звучит в "двухголосном унисоне" Адриано и Ирены) - все это воплощение героики, решимости, готовности к подвигу. Но тема молитвы Риенци (из пятого акта оперы), господствующая во вступлении и затем становящаяся побочной партией сонатной формы, - по выражению Бориса Левика, "совсем уже вагнеровская мелодия", - отзовется в его зрелых операх (например, в теме побочной партии увертюры "Нюрнбергских мейстерзингеров").
Вступление (антракт) к третьему акту оперы "Лоэнгрин" (1845-48) - самая жизнерадостная страница этой оперы, вероятно, первого настоящего шедевра композитора. Блеск, ослепительная торжественность - яркий контраст одновременно с мрачным вторым актом оперы и с началом ее вступления (бесплотная красота Грааля). Основное настроение фрагмента воплощено в двух следующих непосредственно друг за другом темах, обрамляющих форму. Тема среднего раздела продолжает маршевое движение, однако "внешний" элемент несколько снимается; сохраняя связь с темами основного раздела, она в то же время предвосхищает тему свадебного хора-марша, в который "вливается" антракт.
По мнению Ромена Роллана, "Тристан и Изольда", "словно высокая гора, возвышается над всеми остальными поэмами любви". В либретто оперы использован сюжет старинного рыцарского романа о великой любви между Тристаном и Изольдой, любви, пережившей их смерть. Сюжет был популярен в литературе Средневековья, его обрабатывали миннезингеры (в том числе и поэт XIII века Готфрид Страссбургский, чей вариант лег в основу оперы). Старинная легенда отягощена в опере философией Артура Шопенгауэра (заимствованной из его труда "Мир как воля и представление"), а также личной историей Вагнера - историей его любви к Матильде Везендонк (пять романсов на ее стихи - своеобразные предварительные эскизы сочинения).
Опера Вагнера складывается из ряда сквозных сцен, переходящих одна в другую (единственная цезура - между первым и вторым действиями). Темы-лейтмотивы звучат преимущественно в оркестровой партии. Стиль "Тристана…", по выражению Николая Римского-Корсакова, - "обильное многоголосие, достигающее местами (…) поразительной красоты и пластичности, (…) исключительно изысканный стиль, доведенный до крайней степени напряженности".
Вступление оперы, в котором основные лейтмотивы ("томления", "любовного взгляда", "чар любви", "восторга любви") произрастают друг из друга - квинтэссенция стиля оперы. "Круговая архитектоника" вступления (движение к кульминации и затем к начальной точке) - отражение бесконечности страсти, бесплодности любовного томления.
Вступление к опере часто исполняется в концертах с ее заключением - эпизодом смерти Изольды (он существует также в фортепианном переложении Франца Листа). Тысячей нитей - через финал первого акта, огромный дуэт героев во втором - связаны два эти эпизода. В последнем господствует лейтмотив "смерти в любви".
В 1874 году Вагнер закончил тетралогию "Кольцо Нибелунгов", созданную на основе одноимённого германского эпоса, родственного древнеисландской "Старшей Эдде". В общей сложности (с перерывами) работа продолжалась около двадцати пяти лет. В 1876 году весь оперный цикл ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов") был поставлен в Байрёйте как единое, длившееся не один вечер представление, - в специально выстроенном для него театре.
"Кольцо" - это и кульминация симфонических тенденций творчества Вагнера, о которых говорилось выше. Некоторые оркестровые эпизоды стали хитами, музыкальными символами творчества композитора.
Третье действие "Валькирии" (второй оперы цикла) открывает "Полет валькирий". "Что за грандиозная, чудная картина! Так и рисуешь себе этих диких исполинок, с громом и треском летающих по облакам на своих волшебных конях" (Петр Чайковский, письмо к Надежде фон Мекк). На фоне пассажей и трелей струнных и деревянных духовых (порывы ветра и вой бури), скачущих фигур фаготов и валторн (топот коней) звучат, непрерывно разрастаясь, лейтмотив валькирий (валторны) и их воинственный клич (в опере - в голосах певиц, однако сам Вагнер предусмотрел возможность исполнения одним оркестром).
Симфоническая картина "Шелест леса" - основа второго акта оперы "Зигфрид" (третьей в тетралогии). В опере музыка картины рассредоточена по действию (проходит семь раз); в концертной редакции все эпизоды собраны воедино. Трепетно-шелестящий, манящий немецкий лес - "сквозной" образ немецкой народной поэзии и романтической оперы (особенно сочинений Карла Марии Вебера). На фоне колышущихся струнных звучат не только "природные" лейтмотивы (любви Зигфрида к природе, или впервые появляющийся мотив птички), но и лейтмотивы, воплощающие историю рода Вельзунгов (мотив страдания Вельзунгов - отражения беспрестанных мечтаний Зигфрида о матери), а также лейтмотив огня, предвосхищающий испытания Зигфрида.
Траурный марш из третьего акта оперы "Гибель богов" (традиционное русское название финала тетралогии, более точный перевод - "закат богов") по цельности и художественной убедительности можно сравнить с траурным маршем "Героической" симфонии Бетховена. Это, без преувеличения, трагическая кульминация "Кольца". Шествие с телом Зигфрида - грандиозное обобщение тематического материала тетралогии: "В темах марша словно проходит музыкальная родословная героя: мотивы рода Вельзунгов- родителей Зигфрида, их любви и страдания, мотивы меча, который извлек Зигмунд из ствола ясеня, мотив призывного рода Зигфрида, его любви к Брунгильде" (Михаил Друскин). Всего в марше двенадцать лейтмотивов: главные из них (помимо отмеченных исследователем) - судьбы и смерти. Марш написан в свободной сонатной форме со вступлением и заключением, причем логика его развития диктует не традиционные буквальные повторы тем (лейтмотивов), но замену их на другие, имеющие аналогичный драматургический смысл.

Михаил Сегельман

 

 

 


 

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"