VVCD
- 00084
|
ADD 76.33
Наследие Марии Юдиной
Том 10
Сергей Танеев
Квартет E-Dur для фортепиано, скрипки,
альта и виолончели, op.20.
Квинтет g-moll для фортепиано,
двух скрипок, альта и виолончели, op.30
Мария
Юдина, фортепиано
Квартет
имени Бетховена: Д.Цыганов (скрипка), В.Ширинский (скрипка), В.Борисовский
(альт), С.Ширинский (виолончель)
"Она была моя прихожанка,
и мы с ней многие часы проводили вместе, в дороге, когда я ходил
по больным, а она, со своей клюшкой и в своем знаменитом черном
балахоне, упорно со мной ходила, не отставая. Это был человек исключительно
глубокий, тонкий и умный, несмотря на внешнюю эксцентричность и
стремление немножко юродствовать".
Отец Александр Мень
Мария Юдина - философ,
скульптор, поэт, пророк, изъяснявшийся звуками фортепиано. Она -
глубоко верующий нонконформист - быть может, самое неожиданное воплощение
тезиса ненавидимого и чуждого ей марксизма о свободе как осознанной
необходимости.
"Внешняя" и "внутренняя" биографии Юдиной несхожи,
как день и ночь. Рождение в 1899 в городе Невеле, Псковской области.
Учеба в Петроградской консерватории и ее окончание в 1921 году (класс
Леонида Николаева), и одновременно - в Петроградском университете
(историко-философский факультет). Служба в Петроградской (Ленинградской)
(1921 - 1930), Тбилисской (1932 - 1934), Московской (1936 - 1951)
консерваториях; Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных
(1944 - 1960). Смерть в 1970 году. Таков жизненный "пунктир"
Юдиной.
"Другая" жизнь - это дружба с Михаилом Бахтиным, Павлом
Флоренским, Мариной Цветаевой, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым,
Борисом Пастернаком, Николаем Заболоцким; участие в философских
кружках (в частности, посещение собраний Алексея Лосева); переписка
с классиками послевоенного музыкального авангарда Штокхаузеном и
Булезом; исполнение классиков авангарда довоенного - Шенберга, Берга,
Веберна.
В этой другой
жизни - письмо благодарному слушателю Иосифу Сталину, пожелавшему
иметь пластинку с записью Двадцать третьего концерта для фортепиано
с оркестром Моцарта, для чего эту запись спешно организовали - за
одну ночь. Юдина благодарила его за присланную "материальную
помощь": "Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить
Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной.
Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви,
в которую хожу". Это увольнение со всех мест работы - за пропаганду
религии, поклонение чуждым нашему народу формалистам; это чтение
стихов опального Пастернака с концертной эстрады; это потрясающие
эссе о Брамсе и Мусоргском, рассматривающие музыку сквозь призму
евангельских сюжетов.
Наконец, это записи и концерты. Необъятный репертуар Юдиной - от
Баха до музыки XX века. При всем разнообразии имен, музыкальными
богами современности были для нее Стравинский, Прокофьев, Шостакович.
Особого упоминания заслуживают достижения Юдиной в камерной музыке.
Ее интерпретации Фортепианных квартетов Брамса (си-минор, с кларнетом),
Танеева - открытие неизведанных глубин и невидимых горизонтов. При
этом качество пианизма как такового столь высоко, что, перефразируя
Шумана, лучший способ говорить о нем - молчать.
В современном мире искусства, зараженном "конкурсоманией",
мире, где музыка зачастую превращается в "спорт высших достижений",
а критерием качества становится количество нот на единицу времени,
Юдина - высокий пример чистоты, осмысленности и совершенства.
Михаил Сегельман
"Великое искусство
вечно, неизменно и неизбежно даёт проекцию в Будущее". Эти
слова, принадлежащие выдающемуся музыканту, великой русской пианистке
Марии Юдиной, можно сказать о ней самой, о её самобытном и значительном
исполнительском творчестве. Созданные ею интерпретации сочинений
- от Баха и Бетховена до Шостаковича и Стравинского, - несмотря,
а может быть, и благодаря своей нетрадиционности, дерзновенности
обладают и сегодня, даже в записи, удивительной притягательной силой,
неслыханно раздвигая границы нашего восприятия. Юдина слышала творение
композитора в широком историческом, философском и религиозном контексте,
в контексте Вечности. Известный немецкий композитор Карл-Хайнц Штокхаузен
писал, что артисты, подобные Юдиной, улавливают "звучание времени
на расстоянии, оказывают огромное воздействие на современность и
влияют на будущее". Всё это и выводит искусство Юдиной за рамки
чисто исполнительского жанра, становясь явлением духовной культуры.
Марина Дроздова
Время звучания 76.33
Время звучания 76.33
|