VVCD - 00081

ADD 76.06

Наследие Марии Юдиной
Том 9


Бетховен. Сонаты для фортепиано N16, N27, N28.Соната для скрипки и фортепиано

Мария Юдина. Фортепиано.
Мария Козолупова. Скрипка



С ранних лет открыв и сразу же полюбив Бетховена, Юдина не расставалась с его музыкой никогда. Первая запись в юношеском дневнике : "Приехала в Петроград и начинаю жизнь для искусства. Бетховен". И далее: "Бетховенский дух реет надо мною". Всю её многотрудную жизнь Бетховен был ей необходим, был созвучен её мыслям и чувствам, её потребности сообщить людям нечто важное и значительное. Всю жизнь "вычерпывала" она, по выражению А.Белого, из этого безбрежного океана символов, стремясь постичь, разгадать и донести до нас смыслы этой великой музыки. Но даже в конце жизни Мария Вениаминовна могла лишь сказать, что "Бетховен почти разгадан".
Юдина была признанной бетховенисткой. Все критики во все времена, отмечая спорность её трактовок романтиков, сходились на том, что Бах, Моцарт и Бетховен - это её стихия. В их музыке она представала во весь свой гигантский рост, поднимаясь до высот истинных прозрений. Юдинские интерпретации 29-й, 32-й сонат, 4-го и 5-го концертов, 33-х вариаций можно уподобить вершинам, сияющим в горной цепи мировой бетховенианы.
Но Юдина, художник и человек абсолютно независимого нрава, всегда шла своим путём, играя вопреки сложившимся традициям, а нередко и вопреки авторским указаниям. Она часто нарушала правила, но подчинялась высшим незыблемым законам искусства, по которым творили художники всех времён и народов. Она любила повторять мысль П.Флоренского о том, что законы нельзя превращать в правила, что законы живут, а правила неподвижны. В конце жизни она написала : "Мнимая субъективность мышления утверждает реальную множественность действительности, в то время как стремление к единственно возможной "правильной" трактовке сугубо мертвенно, метафизично". (" Мысли о музыкальном исполнительстве")
В Юдинских интерпретациях сонат Бетховена больше всего поражает выпуклый образ каждого произведения, цельность замысла, нерасторжимость точно найденных деталей, составляющих это целое, абсолютная искренность, непосредственность воплощения, высокий эмоциональный и этический тонус.
Размышляя над Юдинскими интерпретациями сонат, хочется подчеркнуть особо их удивительную живость: они искрятся остроумием, пленяют детской чистотой и беззаботностью, обезоруживают той высшей простотой и чудесной способностью к перевоплощению, которые вызывают улыбку восхищения и удивления: как такое возможно, особенно для художника, тяготеющего к монументальности форм, строгости и философичности высказывания ?! Богатство фантазии, редкое разнообразие звучания, иногда прямо-таки нерукотворного (эти легчайшие прикосновения могучих рук!), удивительная интонационная гибкость, тонкая нюансировка, еле уловимые дыхания внутри мотива или фразы, наделяющие исполнение речевой выразительностью, непредсказуемые повороты мысли - всё это придаёт её столь совершенным трактовкам некую незавершённость, открытость ( да простится мне этот алогизм!). Последняя точка ещё не поставлена, и не будет поставлена никогда. Ведь гениальный исполнитель творит каждый раз заново, а запись - лишь останавливает для нас эти мгновения…
Марина Дроздова,
ученица и друг М.Юдиной

 

Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827)

Срната № 16 G-Dur, op. 31, № 1
1 Allegro vivace 6.03
2Adagio grazioso 11.11
3 Rondo. Allegretto 5.43

Соната № 27 e-moll, op. 90
4 Con vivacita e sempre con sentimento ed espressione 6.09
5 Non troppo vivace e cantabile assai 5.37

Соната № 28 A-Dur, op. 101
6 Allegretto ma non troppo, con intimissimo sentimento 3.25
7 Vivace, alla Marcia 5.35
8 Adagio ma non troppo con affetto. 2.53
9 Allegro ma non troppo e con fermezza 7.01

Соната для скрипки и фортепиано № 6 A-Dur, ор. 30 № 1
10 Allegro 6.16
11 Adagio, molto espressivo 9.03
12 Finale. Allegretto con variazione 7.04

Время звучания: 76.06

Запись: 7.07.1950 (10-12); 22.08.1951 (1-3); 8.09.1958 (4-5); 1959 (6-9)
М.Козолупова, скрипка (10-12)

Реставрация: Виста Вера, 2005


 

 

 


 

 


Copyright © 2005 "Виста Вера"