VVCD
- 00077
 |
ADD 68.09
Наталья Шаховская
Виолончель
Наталья Шаховская окончила Московскую консерваторию
по классу С.Козолупова (1959 г.) и аспирантуру по классу М.Ростроповича
(1962 г.) Победитель многих международных конкурсов, включая конкурс
им. П.Чайковского в Москве (1962 г.) С 1962 г. преподаёт в Московской
консерватории, с 1980 г. - профессор. Народная артистка СССР (1991
г.) Много концертирует в России и за рубежом, член жюри всех наиболее
престижных международных конкурсов.
Антонио Вивальди
Концерт для виолончели с оркестром си минор RV 424
Концерт для виолончели с оркестром ля минор RV 421
Луиджи Боккерини
Концерт для виолончели с оркестром си-бемоль мажор
Йозеф Гайдн
Концерт для виолончели с оркестром до мажор
Камерный оркестр
Лев Маркиз
Максим Шостакович
Время звучания: 68.09
Три эпохи виолончельного
искусства - таким мог бы быть парадоксальный и вместе с тем логичный
заголовок этого компакт-диска. Парадоксальный - потому что все сочинения
написаны в XVIII веке. Логичный - потому что расстояние между музыкальными
барокко, классицизмом и романтизмом иногда необычайно мало.
Сказанное, в первую очередь, относится к концерту Боккерини. Выдающийся
исполнитель и композитор, родившийся в 1743 и умерший в 1805 году,
он с двенадцати лет играл преимущественно в различных капеллах,
а в 1760-е годы приобрел европейскую известность как виолончелист
и автор произведений для различных составов. Слушая концерты Боккерини,
понимаешь, что эта музыка написана исполнителем.
Концерт Си-бемоль мажор можно было бы назвать классическим по форме
(аллегро, ария и быстрый финал в форме рондо) и, одновременно, барочным
и романтическим по содержанию. Написанный в 1795 году (в это время
Боккерини служил камерным композитором при дворе Кронпринца Пруссии
Фридриха Вильгельма), концерт демонстрирует типичный поздний стиль
Боккерини. Его главные характеристики - необычайно богатая орнаментика
сольной партии и преимущественное использование высокого виолончельного
регистра. И, если первая особенность типична для барочной музыки,
то вторая - для романтической эпохи.
Концерты Антонио Вивальди - яркое выражение его стиля; в них - формальные
признаки и тематические элементы, контрасты tutti (весь оркестр)
и соло, знакомые по многочисленным концертам для скрипки. Как часто
у Вивальди, медленные части часто интереснее в мелодическом отношении.
В концерте ля-минор, например, встречаем превосходную арию для виолончели
и basso continuo (при этом партию баса, наряду с клавесином, исполняет
еще одна виолончель, и, таким образом, фактически образуется дуэт).
В отличие от произведения Боккерини, концерт Йозефа Гайдна - в полном
смысле слова композиторский. Долгое время считавшееся утерянным,
сочинение было найдено лишь в середине XX века. Авторство Гайдна
не вызывает сомнений: тема сочинения приведена в каталоге, составленным
самим композитором. Время написания концерта - 1760-е годы: известно,
что концерт исполнял друг Гайдна Йозеф Вейгл, в ту пору служивший
в капелле князя Эстерхази (как и сам Гайдн).
Концерт Гайдна - великолепная иллюстрация симфонического принципа,
предполагающего выращивание тематического материала из общих исходных
элементов. В частности, очевидна ритмическая общность главных тем
первой и второй части. Стаккатные фигуры в теме и оркестровом сопровождении
финала заставляют вспомнить и ранние сочинения (симфонии и концерты)
Моцарта.
В представленной записи исполняется каденция Б.Бриттена.
Михаил Сегельман
|