VVCD - 00071

VVCD-00071
ADD 77.55
Наследие Марии Юдиной
Том 3
Иоганн Себастьян Бах
14 прелюдий и фуг
Хорошо темперированный клавир, том 2.



Мария Юдина воспринимала музыку Баха в контексте христианской культуры. Интерпретируя Баха, она не думала о чисто инструментальных проблемах, но об их музыкальном и философском смысле. Художник "крайностей" (по выражению Г.М.Когана), пылкий и страстный, шокирующий подчас своим смелым, нетрадиционным прочтением классики, Юдина обнаруживает иные грани своего таланта: здесь царят равновесие чувства и ума, предельная строгость, аскетизм в выборе выразительных средств, объективность. Она склоняет голову перед величием Гения, отдаётся его воле, а сама - как субъект - присутствует минимально. Интерпретация завораживающей силы, поразительной чистоты и конструктивной ясности рождается как бы сама собой. "Когда она играла, то слово "исполнение" казалось даже не вполне подходящим. Скорее это было действо",- писал И.Белза.
Юдина, которая любит "высекать образ, сталкивая две глыбы, два образа, как будто изваянные из противоположностей", почти полностью отказывается здесь от контрастов (между Прелюдией и Фугой), не меняя ни состояния, ни темпов, ни динамики, ни характера артикуляции (за исключением двух первых циклов до мажор и до минор). Каждую Прелюдию и фугу она трактует как единое целое, не содержащее конфликта, не нуждающееся в противопоставлении. Более того, весь цикл в целом звучит как единый поток сознания. И слушатель оказывается увлечённым и вовлечённым в музыкальный процесс. Но, если привлечь свой слушательский и исполнительский опыт, если повнимательнее вглядеться в текст, то начинаешь понимать, что Юдина добивается этой удивительной цельности, этого пленительного единообразия движения, как раз сильно меняя темпы отдельных пьес в ту или иную сторону. Меняя по сравнению с чем - возникает вопрос? Известно ведь, что у Баха нет темповых обозначений, как, впрочем, и динамических. - Прежде всего, по сравнению с баховской метрической записью, - ответим мы. Для примера возьмём лишь две Прелюдии и Фуги: № 8 , ре-диез минор и № 11, фа мажор. В № 8 Прелюдия, записанная 16-ми (4/4), звучит неожиданно медленно и распевно - так, что восьмые Фуги оказываются довольно подвижными, меняя её характер в сторону большей строгости и активности. Прелюдия естественно перетекает в Фугу. Контраста нет. В № 11 - наоборот: спокойные восьмые Прелюдии (при размере 3/2!) струятся у Юдиной лёгким, быстрым потоком, таким образом, что триольные шестнадцатые Фуги ( размер 6/16) остаются почти в том же темпе. И, хотя Фуга пленяет живостью и какой-то детской резвостью, привычного контраста - как не бывало!
Нельзя обойти молчанием ещё одну важную деталь. Юдина избегает медленных темпов (которые так любит!) как раз там, где их скорее всего ожидаешь. Две Фуги типично хорального склада № 7 и № 9 Юдина играет весьма подвижно, внутренне собранно, строго, шагом. Это скорее шествие, чем торжественный хорал.

Марина Дроздова,
ученица и друг М.В.Юдиной

Фотографии для всех дисков серии "Наследие Марии Юдиной" - из личного архива Александра Кузнецова


 

 

 


 

 


Copyright © 2004 Виста Вера