VVCD - 00064

DDD - 78.45

Вера Горностаева играет Шопена



Замечательная русская пианистка Вера Горностаева окончила Московскую консерваторию и аспирантуру в 1952 г. по классу профессора Г.Г.Нейгауза, лауреат Международного конкурса в Праге (1950), профессор Московской консерватории с 1969 г., солистка Московской филармонии, народная артистка РСФСР, всемирно известный педагог (воспитала 26 лауреатов международных конкурсов, в числе которых А.Слободяник (СССР), Иво Погорелич (Югослоавия). Более 40 лет ведёт музыкальные программы на радио и телевидении, как в России, так и за рубежом, известный музыкальный публицист, автор нескольких книг.

Пожалуй, нет другого композитора, чьи сочинения (как известно, почти все они написаны именно для фортепиано) не получили бы столь совершенного и многостороннего материального воплощения в интерпретациях лучших пианистов трех веков. Но тайна шопеновского пианизма - всегда тайна духа, торжествующего над материей.
Основные особенности стиля Шопена, круг образов его музыки сконцентрированы в четырех балладах. В отличие от этюда, полонеза или сонаты, в истории музыки до Шопена не существует даже формального жанрового прототипа баллады (да и в послешопеновской музыке жанр как таковой отсутствует). Но существенное влияние на музыку Шопена оказала литературная баллада. Заметим, выращивание музыкальной идеи и формы из внемузыкального импульса характерно для романтической эпохи в целом. В случае с балладами Шопена речь идет о произведениях его великого соотечественника Адама Мицкевича. И дело не в конкретной программе той или иной баллады Шопена (существующие ассоциации и прочтения не авторизованы и потому бездоказательны!), а в национальном колорите и особенностях психологического содержания.
Главная из этих особенностей - выращивание драматического из повествования ("Минувшее я вновь переживаю",- слова пушкинского Пимена!). Именно такая актуализация драматического сближает четыре шопеновские баллады: все они начинаются с повествования, но дальнейшее психологическое содержание - наполнение музыкальной формы - в каждом случае различно.
Первая и Вторая баллады (соль-минор, соч. 23; фа-мажор, соч. 38) написаны в 1830-х годах (1831 - 1835; 1836- 1839). Третья и Четвертая (ля-бемоль мажор, соч. 47, фа-минор, соч. 52) - в 1840-х (1840- 1841; 1842). Они отражают и фокусируют изменения шопеновского стиля, в особенности - еще большую индивидуализацию формы поздних сочинений. В этом смысле Третья, а, в особенности, Четвертая баллады близки Полонезу-фантазии ля-бемоль мажор, Фантазии фа-минор (написанных в тех же тональностях).
Мазурки Шопена - быть может, ярчайший пример переосмысления бытового жанра в творчестве композитора. Многие из них далеко уходят от танцевально-бытовой первоосновы, превращаясь то в драматические повествования, то в исторические картины, то в лирико-элегические поэмы. Символично, что последним сочинением Шопена стала мазурка фа-минор. Сам Шопен определял настроение своих лирико-элегических мазурок словом "жаль" ("zal", в дословном переводе с польского языка - "печаль", "грусть"). Мазурки Шопена - квинтэссенция миниатюры как важнейшего свойства музыки романтизма (способности в немногом, вернее, недолгом, выразить многое). И потому они - пробный камень в оценке искусства пианиста.
Михаил Сегельман

1 Ballade No 1 g-moll, op. 23 9.42
2 Ballade No 2 F-Dur, op. 38 7.16
3 Ballade No 3 As-Dur, op. 47 7.23
4 Ballade No 4 f-moll, op. 52 11.44
5 Mazurka op.67 No 4 a-moll 2.45
6 Mazurka op.24 No 2 C-Dur 2.04
7 Mazurka op.24 No 4 b-moll 4.25
8 Mazurka op.30 No 3 Des-Dur 2.39
9 Mazurka op.30 No 4 cis-moll 3.53
10 Mazurka op. 41 No 4 As-Dur 1.48
11 Mazurka op.68 No 4 f-moll 2.00
12 Mazurka op.56 No 3 c-moll 4.51
13 Mazurka op.41 No 2 e-moll 2.18
14 Mazurka op.59 No 3 fis-moll 3.12
15 Mazurka op.68 No 2 a-moll 3.21
16 Mazurka op.56 No 2 C-Dur 1.31
17 Mazurka op.21 No 1 g-moll 1.54
18 Mazurka op.63 No 2 f-moll 1.33
19 Mazurka op.7 No 3 f-moll 2.06
20 Mazurka op.63 No 3 cis-moll 2.10


Total: 78.45

 

 



 

 

 


 

 


Copyright © 2003"Виста Вера"