VVCD - 00060

VVCD- 00060
DDD 63.51


Столетие Арама Хачатуряна
Концерт в Большом зале Московской консерватории 13 мая 2003 года

Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ

Арабелла Штайнбахер (скрипка)

Концерт для скрипки с оркестром
1. Allegro con fermezza
2.Andante sostenuto
3 .Allegro vivace

4.Большое Адажио из балета «Спартак»

Сюита из балета «Гаяне»
5 .Розовые девушки
6 .Adagio
7 .Лезгинка

8 .Танец с саблями из балета "Гаяне"
9.Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад» 4.41

Запись:1-8: Концерт, посвящённый 100-летию со дня рождения А.Хачатуряна 13 мая 2003 г. ; Большой зал Московской консерватории 9: 1990 г
Звукорежиссёр: В.Иванов


Обложка: М. Сарьян. Озеро фей (фрагмент).

В музыкальном искусстве XX века, полном трагизма, рефлексии, часто — эмоциональной и интеллектуальной отстраненности, искусство Арама Хачатуряна — «остров радости». В его подлинной музыке — полнокровие и неподдельный оптимизм. Яркие краски и контрасты вызывали неизбежные ассоциации из мира изобразительного искусства. Едва ли не лучший живописный образ — в словах Бориса Асафьева: в середине 1930-х годов он назвал Хачатуряна «Рубенсом наших дней», а его музыку — искусством «высокого Ренессанса».
Хачатурян — первый композитор Востока, ставший классиком на Западе. Фундамент его искусства — армянский фольклор (взрывные, импульсивные или, наоборот, бесконечно-томные импровизации народных певцов — ашугов), и европейская традиция XIX — XX веков («восточные» страницы музыки «кучкистов», особенно Бородина и Римского-Корсакова; новые идеи Прокофьева и Равеля в области музыкального языка и оркестровки).
Созданный для Давида Ойстраха, ему же посвященный и им же впервые исполненный (16 ноября 1940), Концерт для скрипки с оркестром — один из самых популярных образцов жанра за всю его историю. Природа дарования Хачатуряна ярче всего выявилась именно в виртуозно-концертном жанре. Токкатности, лирике и танцевальности — традиционным «модусам» классического концерта — придан яркий национальный колорит. Концерт, казалось бы, разворачивается по традиционной образно-смысловой сxеме, но уникальная даже по меркам творчества Хачатуряна мелодическая щедрость, неожиданность и, при этом, внутренняя логичность контрастов наполняют знакомую форму новым смыслом.
Балет «Гаянэ» написан в 1941— 1942 гг. и впервые поставлен в Перми 3 декабря 1942 года (спектакль Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова). В «Гаянэ» использована музыка балета «Счастье», написанного в конце 1930-х годов. Произведению не удалось пережить свое время, но лучшие музыкальные страницы (в 1943 году автор составил три сюиты на материале балета) исполняются в симфонических концертах.
«Танец с саблями» (Третья сюита) — хит мировой музыкальной классики, по популярности не уступающий творениям поп- и рок-звезд. Эффектная оркестровка (с акцентом на медных духовых инструментах) подчеркивает огненную страсть мужской пляски.
Хачатурян — автор музыки ко многим драматическим спектаклям. Музыка к драме Лермонтова «Маскарад» (1941) — результат сотрудничества с Театром имени Вахтангова. «Вальс» — шедевр творчества Хачатуряна, поэтичнейшая страница истории русских симфонических вальсов. Источником поэтического вдохновения стал для Хачатуряна «Вальс-фантазия» Глинки (своевременная подсказка Мясковского). «Вальс» Хачатуряна — по-восточному чувственный и по-русски элегический: его мелодического обаяния не избежал даже Прокофьев (в вальсе из Седьмой симфонии).
Михаил Сегельман



 

 

 


 

 


Copyright © 2003"Виста Вера"