VVCD - 00058

DDD 71.31

Произведения для виолончели с оркестром
Виктор Симон
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ



Р. Шуман . Концерт для виолончели с оркестром a-moll, op. 129 в трёх частях (исполняется без перерыва)
П. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром A-Dur, op. 33
И.Мясковский. Концерт для виолончели с оркестром c-moll, op.66

Звучащие на этом компакт-диске сочинения, написанные в период с 1850 (концерт Шумана) по 1944 (концерт Мясковского) годы, — своего рода звуковая история музыкального романтизма в ее особом, виолончельном преломлении. И именно произведение Шумана стало точкой отсчета, определив «лирический камертон» традиции романтического сочинения для виолончели с оркестром.
Написанный в последние годы жизни Шумана, Виолончельный концерт вполне выражает особенности его позднего стиля. Вместо демонстративного разрыва с классическими формами (в музыке 1830-х, отчасти — 1840-х годов) — внешнее следование им; вместо флорестановских порывов — большая гармоничность и сбалансированность эмоций. В то же время, «старые мехи» органично наполняются «новым вином». Формально трехчастный, концерт отмечен необыкновенной текучестью, плавностью музыкальной мысли, как бы преодолевающей установленные грани. Концерт Шумана — поэма, своего рода вариации на главную тему сочинения.
Виолончель, виолончельный тембр — важнейший звуковой образ русской культуры. В русских романсах начала-середины XIX века виолончель часто используется в качестве вторы — своего рода собеседника и даже alter ego человеческого голоса. Но именно Чайковский в «Вариациях на тему рококо» (1876) сумел соединить камерно-бытовой и виртуозно-концертный аспекты трактовки инструмента.
Название сочинения не должно вводить в заблуждение. Тема, принадлежащая самому Чайковскому, по стилю, скорее, ближе музыке венского классицизма (Йозефа Гайдна или Вольфганга Амадея Моцарта, бывшего для Чайковского, без преувеличения, музыкальным Богом). Сочинение существует в двух редакциях — авторской и Вильгельма Фитценгагена (создана с благословения автора), выдающегося виолончелиста, первого исполнителя «Вариаций», которому они и посвящены. В концертной практике значительно более популярна редакция Фитценгагена.
Логика «Вариаций на тему рококо» близка сонатной: одночастный цикл, разворачивающийся как бы в исторической перспективе (увеличение размеров вариаций, усложнение музыкального языка, большая свобода варьирования), по содержанию эквивалентен многочастному концерту. Особняком, благодаря размерам и масштабности кульминации, стоит последняя вариация — она разрастается до подлинного финала сочинения.
Виолончельный концерт Николая Мясковского по духу родствен его симфоническим сочинениям позднего периода, прежде всего Двадцать первой симфонии (1941). Страшные в своей обнаженности «драмы жизни» (музыка Мясковского 1910-1920-х гг.) уступают место элегиям, в которых трагическое предстает актуализированным воспоминанием («минувшее я вновь переживаю»). Концерт Мясковского — дважды воспоминание: о России и о романтической музыке (своего рода «память жанра»). Две части сочинения, медленная (в сонатной форме) и финал, замкнуты кодой финала, с возвращением главной темы концерта. Лирическая, поэмная природа сочинения (черновой вариант названия — «Концерт-поэма») подчеркнута отказом от привычной для Мясковского подробной симфонической разработки: она заменена развернутой сольной каденцией виолончели.
Концерт посвящен первому исполнителю, выдающемуся советскому виолончелисту Святославу Кнушевицкому.
Михаил Сегельман

Виктор Симон родился в Москве в 1930 году. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру, учился у известных музыкантов Р.Сапожникова, М. Ямпольского, С.Козолупова. Лауреат международных конкурсов в Праге (1950) и Берлине (1951). С 1952 года работает в Большом симфоническом оркестре имени П.И.Чайковского, с 1961 г. – солист-концертмейстер. Народный артист РФ. Профессор Московской государственной консерватории. Его ученики – солисты крупнейших оркестров не только России, но и всего мира. Музыкант осуществил свыше 70 сольных записей в фонд радио и для ведущих звукозаписывающих фирм. Среди дисков Симона – премьерное исполнение концертов для виолончели с оркестром современных композиторов, музыка самых разных эпох и стилей – от барокко до современности, в том числе концерты Й.Гайдна, Л.Боккерини, К.Сен-Санса, С.Барбера, Р.Шумана, Н.Мясковского, Б.Чайковского, антология «Все произведения для виолончели с оркестром П.Чайковского», симфоническая поэма «Дон Кихот» Р.Штрауса и многое, многое другое.

Владимир Федосеев родился в Ленинграде. Профессиональное образование получил в Москве, в Музыкальной академии имени Гнесиных, и далее в аспирантуре Московской консерватории имени Чайковского под руководством профессора Лео Гинзбурга. В 1971 году Владимир Федосеев по приглашению Евгения Мравинского выступил с оркестром Ленинградской филармонии. Успех этого концерта положил начало карьере Владимира Федосеева в качестве симфонического дирижера. С 1974 года руководит Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского, ведущим симфоническим коллективом России, с которым выступает во всем мире, исполняя произведения мировой классики. Сегодня Владимир Федосеев сотрудничает с ведущими оркестрами Европы: с цюрихским Tonhalle, лейпцигским Gevandhaus, Orchestre de Paris, оркестром баварского радио, а также является первым приглашенным дирижером Токийского филармонического оркестра. С 1997 года – главный дирижер Венского симфонического оркестра. Одно из самых плодотворных творческих направлений дирижера – оперные постановки, осуществленные в ведущих оперных театрах Милана, Парижа, Цюриха, Вены, Болоньи, Флоренции…
В 1996 году Владимир Федосеев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» и в том же году получил Серебрянный Крест Австрийской республики за заслуги в развитии музыкальной культуры в Австрии. В октябре 2002 года он награжден также Золотой Звездой почетного гражданина Вены.

 

 

<< Назад  

 


 

 

 


 

 


Copyright © 2003"Виста Вера"