 |

1 Le Grand Tango 8.34
2 Invierno Porteno 3.41
3 Primavera Portena 4.01
4 Verano Porteno 4.42
5 Otono Porteno 3.40
6 Libertango 6.52
Tango-Etudes
7 N 1 2.42
8. N 2 3.41
9. Zita 5.14
История танго
10 Bordel 3.47
11 Cafe 1930 6.39
12 Night Club 5.53
13 Concert d'Aujourdhui 2.45
Время звучания: 62.28
Аранжировка: Софья Губайдуллина (1)
Юрий Каспаров (6, 10 , 12) - по заказу фирмы "Виста Вера"
Ярослав Красников (11, 13) - по заказу фирмы "Виста Вера"
Исполняют солисты Московского ансамбля современной музыки
Михаил Дубов, фортепиано (1-6, 9-13)
Ярослав Красников, скрипка (1, 11)
Сергей Судзиловский, виолончель (11)
Илья Лундин, флейта (7, 8, 10 -13)
Олег Танцов, кларнет (10-13)
Валерий Попов, фагот (6, 10 - 13)
Алексей Волков, саксофон (10, 12)
Запись: Vista Vera 2003 г.
Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 года в Мар-дель-Плата
(Аргентина). Первым инструментом композитора стал бандонеон ("близкий
родственник" аккордеона), который его отец купил в ломбарде
за 19 долларов, когда Астору исполнилось 8 лет. Любовь к этому инструменту
композитор сохранил на всю жизнь. Музыкальные способности юного
Пьяццоллы оказались совершенно удивительными. Свои первые записи
на бандонеоне он создал в студии Нью-Йоркского Радио, когда ему
было всего 10 лет. Спустя два года Пьяццолла берет уроки фортепиано
у венгерского пианиста Белы Вилды, ученика Рахманинова. Именно Вилда
открыл ему Баха. В 1936 году Пьяццолла начинает играть в оркестрах,
репертуар которых состоял исключительно из танго. Мир танго стал
для него вторым грандиозным открытием.
Спустя два года Пьяццолла переезжает в Буэнос-Айрес, играет в оркестрах
и продолжает своё музыкальное образование - берёт уроки у известного
композитора Альберто Хинастеры и у пианиста Рауля Спивака. Становление
Пьяццоллы как профессионального композитора начинается в 1943 году
после создания первой "классической" композиции "Suite
para Cuerdas y Arpas". А в 1946-м он создаёт своё первое танго
"El Desbande". Спустя три года Пьяццолла полностью отходит
от жанра танго и прекращает работу в оркестрах. Он начинает изучать
музыку Бартока и Стравинского, слушает джаз. В 1950 г. он снова
возвращается к танго, но уже на совершенно другом концептуальном
уровне.
В 1953 году Пьяццолла пишет для конкурса Фабиана Севицки трёхчастную
симфоническую композицию "Буэнос-Айрес" и получает Первую
премию, в 1954 г. уезжает на год в Париж, с 1958 г. живет в Нью-Йорке,
а с 1970 г. в Европе. Его музыка исполняется и записывается во Франции,
Германии, Италии. Именно в это период с 1970 по 1978 годы Астор
Пьяццолла создаёт такие широко популярные композиции, как "Libertango",
"Suite Troileana" и многие другие.
В следующие десять лет популярность Пьяццоллы становится просто
грандиозной! Концерты из его произведений проходят в Европе, Южной
Америке, Японии и США. В 1982 году он создаёт одну из самых известных
композиций "Le Grand Tango", посвящённую Мстиславу Ростроповичу
и впервые исполненную великим российским маэстро в 1990 году в Новом
Орлеане.
Астор Пьяццолла скончался на пике своей славы 4 июля 1992 года.
Творческое наследие Астора Пьяццоллы состоит из более чем тысячи
опусов.
На этом диске представлены наиболее широко известные произведения
Астора Пьяццоллы.
"Le Grand Tango" звучит в версии для скрипки и рояля
Софии Губайдуллиной. Замена виолончели скрипкой ещё больше усилила
эмоциональный накал и чувственность музыки.
Четырёхчастный цикл "Invierno Porteno", "Primavera
Portena", "Verano Porteno" и "Otoсo Porteno"
звучит на диске в версии для фортепиано соло. "Черно-белый",
с точки зрения тембров, вариант музыки акцентирует мелодическую
пластику и пряность гармонических созвучий.
Моя версия "Libertango" была создана для выдающегося русского
музыканта - фаготиста Валерия Попова, репертуар которого включает
в себя произведения композиторов всех эпох и народов - от барокко
до авангарда.
Фортепианная миниатюра "Zita" - один из наиболее ярких
примеров слияния двух основных миров Астора Пьяццоллы - Баха и Танго.
Цикл "История Танго" представлен в различных инструментовках.
Версии 1-ой и 3-ей пьес я делал специально для турне солистов Московского
Ансамбля Современной Музыки по регионам России. Соединение четырёх
духовых инструментов, среди которых, казалось бы, полярные - саксофон
и фагот, - решение достаточно неожиданное и, вне сомнений, имеющее
не много аналогов в плане инструментального ансамбля. Скрипач Ярослав
Красников создал, соответственно, версии чётных пьес цикла. "Разбавив"
духовые скрипкой и виолончелью, он не только обогатил образную палитру,
но и подчеркнул контраст между разделами музыкальной формы.
Юрий Каспаров
|