VVCD - 00051
Сергей Прокофьев
Седьмая симфония
Пушкинские вальсы
Вальс из оперы "Война и мир"
Вальс из балета "Золушка"
Симфоническая сюита из оперы "Любовь к трем апельсинам"

Московский симфонический оркестр
Дирижер Владимир Зива

 
 

Седьмая симфония Прокофьева - последнее его произведение в этом жанре и вообще последнее законченное сочинение композитора. В 1957 году, по ходатайству Дмитрия Шостаковича, Прокофьев за это произведение он был посмертно удостоен Ленинской премии - высшей награды СССР.

Седьмая симфония стала "произведением высокого совершенства, глубокого чувства, огромного таланта" (письмо Шостаковича от 12 октября 1952 года).

Главная тема симфонии - ее символ -одна из проникновеннейших прокофьевских элегий. Строгое, почти пунктирное изложение,- и глубокая негромкая печаль и память о России. Побочная тема - своего рода "память о солнце" (название одного из романсов композитора на стихи Анны Ахматовой; заметим, Прокофьев называл себя "солнечным"); но теперь мы застаем светило в предзакатный час…

В первоначальной редакции симфония заканчивалась "темой часов" из первой части. Уходящее время - более чем очевидная метафора расставания с жизнью - противоречила ожиданиям некоторых важных слушателей. Прокофьев был вынужден создать второй, гораздо более формальный, но и "правильный" вариант окончания - на "пионерской" теме финала. Вполне естественно, что ныне симфония повсеместно исполняется именно в первой редакции.

Симфонические вальсы Прокофьева - едва ли не самая зримая нить, связывающая его с традициями русской симфонической музыки, начиная с Глинки. В Вальсах из оперы "Война и мир" (II картина, встреча Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского на балу) и из балета "Золушка" - как бы "сквозит улыбка Глинки" (из отзыва Прокофьева о вальсе из Шестнадцатой симфонии Мясковского) и его "Вальса-фантазии". Два Пушкинских вальса - часть достаточно обширной прокофьевской пушкинианы. Яркость музыкальных тем-образов театральной музыки Прокофьева предоставляла отличную возможность использовать их вне контекста спектакля. Сюита из оперы "Любовь к трем апельсинам" - не исключение. Ее центр - марш - один из главных "персонажей" музыки Прокофьева, ее "чрезвычайный и полномочный посол" в искусстве XX века.
Михаил Сегельман

Запись произведена фирмой "Виста Вера" в 2003 году.
Звукоинженер Владимир Копцов.
Общее время звучания 67.09

Обложка - фото Алексея Егорова

<< Назад На главную страницу Вперед >>

Copyright © 2001-2002 "Виста Вера"