"Золотой дуэт" Елена Сорокина и Александр Бахчиев,
фортепиано
Камерный ансамбль, дирижер - Геннадий Рождественский
Марк Пекарский,Валентин Снегирев, Михаил Аршинов - ударные
DDD 72.17
Цезарь Бресген. "Пляски смерти". Сюита для двух фортепиано и
ударных по одноименным гравюрам Г.Гольбейна
Шандор Вереш. "Посвящение Паулю Клее". Фантазия для двух фортепиано
и струнного оркестра.
Бела Барток. Соната для двух фортепиано и ударных.
Инициатором записи неизвестных в России сочинений Цезаря Бресгена
и Шандора Вереша был Геннадий Рождественский. Сочинения объединяет
то, что импульсом к их созданию послужили творения художников.
Гениальные гравюры из серии "Пляски смерти" Ганса Гольбейна-младшего
(1494-1534) не раз вдохновляли композиторов. Среди самых значительных
воплощений образов Гольбейна в музыке - кантата "Пляски смерти"
А. Онеггера (1938) и сочинение для двух фортепиано и ударных "Пляски
смерти" (1966) австрийского композитора Цезаря Бресгена.
Автор опер, балетов, хоровых и камерных произведений, Бресген
был также талантливым художником-живописцем, по определению Г. Рождественского,
"экспериментирующим в области музыкально-изобразительных параллелей".
Музыка "Плясок смерти" послужила основой для балетной
постановки в Веймаре, сопровождавшейся демонстраций диапозитивов
с гравюр Гольбейна. В сочинении несколько раз цитируется средневековая
немецкая песня "О, жестокая смерть!" Композитор, по свидетельству
Г.Рождественского, стремился отразить не только образный мир Гольбейна,
но и ритмическую структуру его гравюр.
Состав исполнителей, как и манера письма, говорят о воздействии
на сочинение Бресгена Сонаты для двух фортепиано и ударных Бартока.
Не избежал влияния Бартока и его ученик по Будапештской академии
музыки Шандор Вереш - плодовитый композитор, занимавшийся вместе
с Бартоком сбором и изучением венгерской народной музыки, автор
многих статей о Бартоке. Его Фантазия для двух фортепиано и струнного
оркестра "Посвящение Паулю Клее" (1951) - попытка создать
звуковой эквивалент картинам швейцарского художника-поэта-музыканта.
Пауль Клее (1879-1940), скрипач Бернского симфонического оркестра,
фольклорист (страницы его дневника испещрены нотными записями народных
песен) - один из самых "музыкальных" художников. Названия
многих его картин - "Арабская песня", "Орден Высокого
До", "Фрагмент балета под аккомпанемент эоловой арфы",
серия "Литавристы" - от "Тихого тремоло" до
"Фатального удара" - говорят сами за себя.
Соната для двух фортепиано и ударных Бэлы Бартока (1937) была
впервые исполнена автором и Дитой Барток-Пастори 16 января 1938
года на юбилее Базельского камерного оркестра. 31 января 1943 года
Барток, уже неизлечимо больной, последний раз выступил в Нью-Йорке
и простился с концертной эстрадой, исполнив с женой новую версию
Сонаты для двух фортепиано (с симфоническим оркестром).
Соната была одним из любимых сочинений Бартока. "Много лет
я собирался сочинить пьесу для фортепиано с ударными", - писал
он в заметке, опубликованной швейцарской газетой "National-Zeitung".
"Но постепенно усиливалось мое убеждение, что один рояль не
дает достаточного равновесия с целой группой ударных. Поэтому мои
намерения изменились в том смысле, что вместо одного я противопоставил
ударным два рояля".
Нотному тексту Сонаты предшествует страница, где автором нарисован
план расположения на сцене всех исполнителей: в центре в глубине
сцены размещается набор ударных (12 инструментов, на которых играют
два музыканта); на переднем плане по обе стороны сцены ставятся
рояли. Это создает естественную "стереофоничность" звучания
и особые возможности для фортепианной полифонии - с перекличками,
канонами, тембровыми наложениями. И фортепиано, и ударные инструменты
раскрывают в этом произведении новые выразительные возможности.
Елена Сорокина
|