
|

Валерий Попов (р.1937
) с 1971 г. преподаёт в Московской консерватории, с 1991 г. - профессор.С
1992 г. возглавляет кафедру духовых и ударных инструментов Московской
консерватории.
Игру этого музыканта отличает удивительная красота звучания инструмента,
редкая полнота тона, строгость вкуса, внимание к тщательной отделке
всех деталей.
А. Томази. Концерт для фагота с камерным оркестром
- сочинение, очень ярко выражающее характерные черты французской
инструментальной музыки. Изящество, изысканность (в области ритма,
гармонии, мелодии), богатая фантазия, изобретательность в красочном
сочетании тембров солирующего и сопровождающих инструментов (состав
оркестра - струнные и арфа), в использовании регистров фагота -
всё это делает Концерт весьма привлекательным и для исполнителей,
и для слушателей.
Э. Вольф-Феррари. Сюита-концертино для фагота и камерного ансамбля,
соч. 16 создана в 1933 г. Пользуясь скромным составом
оркестра (струнные и две валторны), композитор сумел достичь ярких
контрастов звучания при сопоставлении различных по настроению частей
сюиты. Поэтичный Ноктюрн сменяется озорной Strimpellata ("Бренчалка"),
элегическая Канцона - жизнерадостным танцевальным Финалом.
Э. Вилла-Лобос. Танец семи нот. Эйтор Вилла-Лобос - вероятно,
наиболее значительная личность в музыкальной жизни Бразилии ХХ столетия;
он идеально соединил основные элементы этнической музыки своей страны
с современными европейскими приёмами композиции. Ciranda das sete
notas ("Танец семи нот") делает это особенно очевидным.
Более всего в этом сочинении завораживает малость тематического
материала, использованного Вилла-Лобосом: всё построено из простой,
но остроумно ритмически искажённой гаммы До-мажор - и громадное
богатство звуковых красок, достигнутое на основе этого мотива.
А. Жоливе. Концерт для фагота и камерного ансамбля - яркий
образец виртуозного стиля Жоливе. Фагот выступает в этом произведении
в самых различных амплуа, вплоть до колоратурного сопрано. В 1913
г. в Париже на генеральной репетиции "Весны священной"
Стравинского в "Театре Елисейских полей" присутствовал
престарелый Камиль Сен-Санс. Услышав первый такт балета, в котором
фагот дерёт "до" второй октавы, Сен-Санс спросил: "Какой
это инструмент?" и, получив ответ: "Фагот, мэтр...",
покинул зал в полной растерянности. Вероятно, "фа" второй
октавы в фаготном концерте Жоливе просто оборвало бы жизнь почтенного
композитора.
Петро Андреев
…мое восхищение
от встреч с этим музыкантом возрастало; я видела его глубочайшее
проникновение в суть вещи, непогрешимое чувство целого, предельно
отточенную фразировку, способность к полной самоотдаче в доведении
до совершенства всех без исключения деталей, умение выявить скрытые
возможности, содержащиеся в природе инструмента, богатейшую фантазию
в образной сфере, громадный поэтико-стилистический диапазон…
С. Губайдулина
Его, пожалуй,
можно назвать "Шаляпиным фагота". Его одаренность, творческий
энтузиазм, широта интересов в музыке имеют мало аналогов.
Л.Раков
Валерий Попов музыкант без преувеличения великий. Это слово…по праву
лишь способно оценить личность, ее масштаб, высочайшее мастерство,
уникальный дар, стилистическое чутье, музыкальную интуицию В.Попова.
И еще одно, что присуще только великим. Стабильность! Сколько репетиций,
дублей на записи, концертов; наконец, Поповым было сыграно головоломно-трудное
соло в моем "Автопортрете", где использован весь диапазон
фагота вплоть до "неисполнимого" фа второй октавы, повторяемого
многократно. Ни одного раза эта нота не была "скиксована".
Для моего слуха это уже стало спортом - неужели хоть один единственный
раз В.Попов не ошибется? Этого не может быть. И было чудо. Ни одного
раза нота "не завалилась", "не заела", "не
не прозвучала"…
На таких музыкантах стоит наша Музыка.
Родион Щедрин
В. Попов обладает колоссальной музыкальностью и безграничными виртуозными
возможностями. Ему присуще чувство стиля, ансамбля. Я не знаю равного
ему во всем мире
Геннадий Рождественский
Раз так пишут,
надо работать.
Валерий Попов
Струнная группа Государственного симфонического оркестра. Дир.
Дмитрий Китаенко (1-3).
Струнная группа Государственного симфонического оркестра. Дир.
Геннадий Рождественский (5-10)
Струнная группа Воронежского симфонического оркестра, Дир. Владимир
Вербицкий (4).
|