VVCD - 00035
Глинка. Произведения для симфонического оркестра.

DDD 62'50''

 
 



Глинка известен прежде всего как автор двух великолепных опер, давших мощный импульс рождению русской оперной традиции. Но он заложил также основы русского симфонизма, написав целый ряд превосходных оркестровых сочинений. И это направление творчества Глинки отличается поразительным разнообразием - как по своей тематике, так и по используемым музыкально стилистическим приемам.
Увертюра к опере "Руслан и Людмила" -ослепительно яркий, полный жизнеутверждающей энергии пролог к сказочно-фантастической опере, написанной по мотивам знаменитой поэмы раннего Пушкина.
Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" - эффектная симфоническая миниатюра, в которой мастерски используется восточный колорит. В свое время эта вещь привлекла внимание Листа, который сделал ее транскрипцию для фортепиано и часто исполнял в концертах.
Арагонская хота - первая из двух испанских увертюр Глинки. Испания заняла в его творчестве особое место. Композитор провел в этой стране около трех лет, неутомимо путешествуя и изучая ее историю, культуру, язык, а больше всего - музыку. В основу Арагонской хоты была положена мелодия танца, записанная Глинкой в Вальядолиде. Сохраняя искрометные ритмы испанской музыки, Глинка привнес в нее одухотворенность и мощь симфонической разработки.
Увертюра "Ночь в Мадриде" написана Глинкой уже через несколько лет после возвращения из Испании. Он снова обращается к испанским впечатлениям. Эта увертюра, ставшая последним крупным симфоническим сочинением композитора, использует четыре народные песни, которые воскрешают впечатления от прогулки по ночному Мадриду.
Танцы из оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") - Краковяк, Вальс, Мазурка - в полном блеске раскрывают оркестровое мастерство Глинки. В каждом из них тонко используются характерные для польской музыки приемы и интонации. В самой опере сцена на балу, танцевальные эпизоды служат великолепным средством характеристики поляков.
Знаменитая Камаринская представляет собой симфоническую поэму, в которой мастерски разрабатывается тема народной плясовой мелодии. Повторяя ее почти тридцать раз - как это делалось на народных гуляниях, - Глинка дает образец удивительного постижения духа народного творчества, слияния русского национального и общечеловеческого начала. Такое обращение в симфонической музыке к народным истокам стало характерной чертой русской симфонической школы, что дало Чайковскому основание сказать, что вся русская симфоническая школа заключена в Камаринской как дуб в желуде.
Вальс-фантазия - глубоко лирическое, тонкое, в высшей степени самобытное сочинение Глинки. Как и вся музыка композитора, оно отмечает рубеж зрелости русской культуры и, выражаясь современным языком, ее гармоничную интеграцию в культуру европейскую.

Исполнитель - Московский симфонический оркестр.
Дирижер - Владимир Зива.

Запись фирмы Виста Вера. 2002 год.

Обложка: Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Гравюра И.Ческова. 1817.

<< Назад На главную страницу Вперед >>





Copyright © 2002-2003"Виста Вера"